Как в KIMS спасали постолы

Многие вещи хранят истории о своих владельцах. Но иногда они даже хранят историю своего народа. Правда, её ещё надо разузнать. И порой специалистам KIMS приходится это делать в рамках своих профессиональных обязанностей, а также из своей любознательности. Именно такой интересный эпизод произошёл недавно с нашим мастером, который мы и перескажем.

У каждой вещи — своя уникальная история 

В приёмные пункты KIMS приносят самую разнообразную одежду и обувь. Взрослую и детскую, повседневную и праздничную. По её внешнему виду, каким-то следам, оставленным владельцем, мастер как настоящий детектив может очень многое рассказать о владельце. Конечно, и сам клиент обычно рассказывает, откуда взялась та или иная проблема: пятно или прочий дефект. Но иногда информации от владельца недостаточно. Бывает, что на вещи отсутствует даже традиционная бирочка, где указан материал и все нюансы обработки изделия. Что же делать? Чуть ли не проводить анализ и научное исследование.

Так, недавно, приехав в Одессу из другого региона на обучение, работник привез с собой более опытному мастеру неординарный заказ: национальную гуцульскую кожаную обувь — постолы. Состояние их было ужасное. Жесткие, с плесенью, запахом сырости, со срывом цвета, полинявшие, и на вид разные. Оно и понятно: 8 лет они не использовались, лежали в сыром месте. Им надо было вернуть первозданный, аутентичный вид. Разумеется, никакой бирочки на них не было. Знатока истории гуцулов и их национального убранства под рукой тоже не оказалось. Поэтому технолог KIMS обратился к всезнающему Гуглу за помощью. Вот что ему удалось узнать.

А что же это такое — настоящие гуцульские постолы 

Суровый горный климат и активный образ жизни гуцулов, требующие подвижности и защиты от природных стихий, обусловили функциональность их одежды. Касалось это и обуви. Распространенной обувью до начала 20 века были постолы, изготовленные из целого куска мягкой телячьей или свиной кожи. Постолы могли быть пошиты из кожи без шерсти, такие называли «вироб’яки». Или из сырой кожи с шерстью — «сирівці». Также они имели вздернутые вверх носы и дырочки, в которые просовывались кожаные шнурки. Постолы изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки. Причём, иногда для удобства ношения и чтобы не перепутать правый и левый, их морщили только на одну сторону, например вовнутрь. Постолы на Гуцульщине надевали и летом, и зимой.

Зимой на ногу сначала надевали «наперсницю», небольшой шерстяной носок или «онучу». Сверху неё «поверхницю» — большую грубую «онучу» (портянку), затем влажную шерстяную онучу и только потом постолы, после чего сразу выходили на мороз. Влажная онуча замерзала и обеспечивала термозащиту, а постолы не скользили и не пропускали холод и влагу. Вот такая сложная получалась зимняя обувь. Зато очень эффективная, ведь зима в Карпатах снежная и суровая. Летом же постолы были как сандалии: легкие и удобные. Их носили на двор и дома. Именно так сегодня носят постолы, в основном дома, или на какие-то праздники. Праздничные постолы, разумеется, более сложные изысканные, с вышивкой нитью и бисером.

К сожалению, нашему мастеру не удалось узнать, как гуцулы ухаживали за своей обувью, но полученная информация кое-что всё же прояснила. В результате постолы замочили на ночь в моющем растворе — для размягчения и удаления загрязнений. На следующий день замочили в жирующем растворе — для придания коже эластичности. Потом сушили с формодержателями, для придания формы. После полного высыхания покрасили в традиционный цвет. Результат даже превзошел ожидания.

Вот так необычный заказ может рассказать любознательному специалисту много интересного, а также раскрыть кое-что из истории народа. И даже больше: способствовать сохранению его культуры.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":34210010,"hid":306068992},"__yminfo":"__yminfo:1536882111934:0.8906530637500967:0"}

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *